Максимальную прибавку к зарплате получают учителя, у которых в классе есть победители городских, окружных, федеральных предметных олимпиад, много отличников. Вроде бы все правильно, - рассказывает мне учительница Нина Петровна Ковальчук. - А как быть тем, кто преподает в коррекционных школах, кто учит в рабочих районах, где большинство детей - из неполных, пьющих семей, где о хорошей успеваемости можно только мечтать? Да и классы даже в самых продвинутых школах раз на раз не приходятся. В один год, бывает, соберутся несколько светлых голов, вот и зарабатывают победы и грамоты, стимулирующую часть для учителя. В другой год таких учеников нет. Вот учитель деньги потерял. А он-то в чем виноват?
В и без того нервных и интриганских женских коллективах стимулирующая часть - повод для новых склок и ссор.
- В учительских идет настоящая грызня за классы, - делится учительница Ольга Евгеньевна Мухина. - В каждой параллели есть классы с более сильными учениками (обычно это «А») и с менее сильными. Понятно, что в «А» преподают самые пробивные, самые успешные. Классы, где дети не тянут школьную программу, остаются для тех, кто с директором не в самых лучших отношениях.
Критерии для выплаты стимулирующей части могут быть и другими. Но чиновникам проще ориентироваться на показуху - грамоты, пятерки, по сути дела стравливая педагогов. Впрочем, оказывается, кое-где всем учителям пришлось позабыть о стимулирующей части.